Всероссийская Перепись Населения, проходившая с 9 по
16 октября 2002 года в России, стала, по моему мнению, своеобразным
местом для сражения между человеком (переписчиком, инструктором, бригадиром)
и проблемами, обусловленными самой переписью.
Трудности, с которыми столкнулись переписчики, вызвали множество спорных
моментов в ходе работы над документами и их оформлением, не гово-ря
уже об их последующей проверке. Но не будем забегать вперед, а начнем
с самого начала.
С чего же началась Всероссийская Перепись Населения для будущих пере-писчиков?
Все студенты, принимавшие участие в "деле государственной важности",
были осведомлены о просмотре фильма, который должен был ввести в курс
предстоящих событий как студентов так и будущих бригадиров и инструкторов.
Девятичасовой фильм, как мне кажется, был немного перегружен кадрами,
ка-сающимися заполнением бланков (это впоследствии делали бригадиры,
проин-структированные тем же фильмом), т.к. запоминать на слух то, о
чем говори-лось на кассете, не имея перед глазами самих документов,
согласитесь, трудно. Но не бесполезно.
Следующая сложность, приведшая к столкновению переписчиков и брига-диров,
- это предстоящее тестирование на профессиональную пригодность. Со-стоящее
из 157 вопросов, оно повергло в страх многих и многих. Но профес-сиональная
работа бригадиров (студенток нашего Университета) дала возмож-ность
каждому задуматься над всей серьезностью предстоящей работы. Тем са-мым
студенты, вспомнив А.С. Грибоедова со словами об "уме, алчущем
позна-ний", взяли в руки книги о Переписи 2002 года и успешно справились
с теста-ми.
После тестирования, распределенные по бригадам студенты, отправились
на свои участки, разбросанные по району Теплый Стан, где и работал Филоло-гический
факультет.
Существующая в трех видах ВПН, представляла собой следующее: предва-рительный
обход населения, непосредственный обход населения с заполнением бланков
и, наконец, обработка переписных документов, собранных в папки.
Все три этапа несли множество курьезных ситуаций, с которыми Перепись
столкнула своих работников. Но это не помешало каждому из 8 участков
вы-полнить работу, которая превысила 90%. Вопрос: а почему не 100%?
Ответ очень прост: многие квартиры отказались переписываться, приводя
в аргумент довольно забавные вещи; кого-то не было дома на момент переписи;
другие просто не открывали дверь и т.д. Но есть и еще причина. В переписи
принимали участие не машины (компьютеры), а люди, которым, как известно,
свойственно ошибаться…и не всегда находить эти свои ошибки. Поэтому-то
время переписи было продлено вплоть до 21 октября - последнего дня обработки
(!) переписных данных.
Но не будем забывать и об инструкторах и бригадирах. Эти люди хоть и
не принимали непосредственного участия в переписи населения, им пришлось
не-легко. Инструкторам и бригадирам приходилось регулировать хаотичные
дей-ствия малоопытных в этом деле студентов: следить за заполнением
бланков, проверять ежедневно записную книжку переписчика, подсчитывать
количество переписанных квартир и людей и многое другое.
Да, и еще следует отметить, пожалуй, самое главное: непонимание важно-сти
и серьезности проделанной работы, на сегодняшний день, остается главной
проблемой действительности в России. И, к сожалению, это касается не
только переписи. Ведь если подумать, то гордость за проделанную работу
- это вещь, касающаяся не одного человека или коллектива, выполнившего
это задание, а всех тех, кому результат принесет пользу и радость. Если
бы каждый не забывал гордиться результатом своей творческой деятельности
(ведь работа - это твор-чество), то поднять уровень морали, задуматься
над ценой слова (это может по-казаться грубым обобщением, но нет - это
основа всего общественного), а глав-ное - пробудить в нас человеческое
- стало бы осуществимой задачей.
М. Красильников